Сегодня:




Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Художник Николай Логвинов.

Важны не столько отдельные факты, сколько их сочетания, их система…
Д.С.Лихачев

Работы художника Николая Логвинова – счастливое исключение, дающее возможность судить об индивидуальных особенностях творческого дарования мастера, которому чужд ремесленный штамп и который ищет новые пути самостоятельного развития в любимой работе.
От встречи с произведениями Н.Логвинова всегда остается чувство восхищения, но и тут же возникает множество вопросов: как называется жанр, в котором работает художник, как обозначается стиль и каковы его особенности; мотивы, побудившие его обратиться к морально-дидактическим (борьба добра и зла), историческим, философским, библейским и светским темам; с сочетанием в них пафоса с лиризмом, символики с реалиями образов?
Бесспорно одно: творчество этого художника представляет собой синтез различных направлений изобразительного искусства, - от реализма до авангарда, - продиктованных его идейно-художественным замыслом, опирающимся на глубокие традиции косторезов. Превосходно чувствуя материал, красоту кости, ее оттенки, он сумел многого достичь главным образом в искусстве мелкой пластики, найдя в формах малой скульптуры возможность создания значительного образа, подняв тем самым свое искусство на большую высоту.
Резьба по кости – один из древнейших художественных промыслов - издавна была распространена на Руси.
Археологические раскопки позволяют утверждать, независимо от византийских писателей, что искусство резьбы по кости имеет на русской почве очень глубокие корни. Мамонтова кость (клыки, бивень), будучи прочным и красивым материалом, хорошо поддающимся пластической обработке, употреблялась для изготовления различных поделок утилитарного назначения, начиная с момента возникновения Руси как государственного образования. И, как лучший поделочный материал, ценилась очень дорого.
Пролежав на большой глубине десятки тысяч лет, бивень мамонта впитал в себя различные соли и минералы, отчего приобрел различные оттенки – от светло-бежевого до синего, зеленого с глубокой чернью.
Этот уникальный материал и стал основным, любимым в работе художника с тех пор, как в десять лет он узнал его. Тогда же возник и интерес к резьбе. По возвращении из армии Н.Логвинов начинает заниматься резьбой профессионально. Первые работы его были исполнены в традиционной манере косторезов Русского Севера. Для освоения техники, приемов, особенностей их резьбы он ездил учиться в Магадан.
Получение профессионального образования, знакомство с образцами западно-европейской резьбы по кости, использование широкого круга источников, из которых художник черпал сюжеты, - все это создало прочный фундамент для творчества, а впоследствии сделало его многогранным. Начался упорный и смелый поиск новых форм выражения, идей, экспериментирование с материалами, различными приемами художественной обработки кости. И потому обращение в 1993-1996 гг. к античности не было случайностью. Греческая мифология позволила расширить круг сюжетов, использовать особенности греческой скульптуры в работах из бивня мамонта, наполнив их новым звучанием и философским смыслом. Работы «Двенадцать подвигов Геракла», «Падение Икара», «Диана-охотница», выполненные в этот период, отличают тонкая пластика, чистота линий, яркость образов, реалистичность, невольно напоминающие о гуманистических идеалах, художественном совершенстве образа.
Интерес к живой природе всегда был и сейчас остается непреходящим моментом в творчестве Н.Логвинова. Традиция и здесь обеспечила твердую базу, некий трамплин, оттолкнувшись от которого, воображение художника совершило волшебный скачок. С 1996 года он активно использует в анималистических работах опыт, находки, технику, приобретенные в период увлечения античностью. Так появились изумительные в своей гармоничности, красоте и живости работы: «В траве сидел кузнечик», «Пообедал», «Колибри», выполненные из монолита – цельного куска бивня мамонта. Кажется, что жизнь героев лишь на миг остановилась, и они вот-вот оживут. Композиционная простота, динамика движения, точная детализация фрагментов, множество ажурных паутинок не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Глубоко философскую работу «Близнецы» (другое название «Рождение ангела») искусствоведы единодушно считают одной из лучших. Она представляет собой композицию из сплетенных тел крылатого ангела и темного демона, вылупляющихся из яйца. Ангел, взлетая, пытается оторваться от своей колыбели, но ему не под силу это: в спину впился когтями близнец – антипод. Демон удерживает его, тащит назад. Тело ангела выражает порыв, невероятное усилие, на лице написаны боль и надежда. В первоначальном варианте крылья ангела были вырезаны из коровьего рога, но со временем художник обновил работу – сделал ангелу крылья янтарные. Скульптура стала более легкой, изящной, менее фатальной. Также интересны и другие работы этой серии. Об одной из них художник рассказывает просто мистическую историю.
«Гость»… Во время работы над ней в жизни и творчестве у меня все было плохо: не ладилось в семье, не удавалось реализовать какие-то творческие идеи и находки. Этот период и трансформировался в сюжет скульптуры: мощная прижимистая фигура демона в ореоле оранжево-желтого янтаря, создающего образ потустороннего мира. Наиболее сильно удались глаза зверя, казалось, что взгляд пристально и угрожающе следит за зрителем. Люди, находящиеся в одной комнате со скульптурой, поворачивали ее лицевой стороной к стене, чтобы избавиться от наваждения.» Целый год художника преследовали беды, неприятные неожиданности, финансовое положение становилось все хуже. После сожжения «Гостя» жизнь его автора наладилась самым удивительным образом. Предания рассказывают о том, что, пролежав в вечной мерзлоте тысячи лет, бивень мамонта не только сохраняет силу животного, но и накапливает силу земли, энергию времени, впитывает даже запахи. Мастер же считает, что, обрабатывая бивень, он вызывает к жизни эту силу, пропуская и трансформируя ее через себя. И насколько силен энергетически и богат он, тем более сильным оказывается воздействие обработанного бивня на зрителя. Именно поэтому на крайнем Севере из него изготавливались амулеты и обереги.
Последняя серия работ (1998 – 2004 гг.) выполнена автором в стиле модерн. «Эльфа в цветах», «Эльфа танцующая» - своеобразные сюжеты – «фэнтази», проникнутые духом романтизма, превращены в самостоятельные драгоценные произведения.
Обращение художника к условным формам, как правило, обусловливается насущной потребностью, творческой необходимостью. В данном случае сказалось большое влияние Сальвадора Дали. Попытки переноса цветовых изысков Великого Испанца, его плоскости в объем привели к появлению в работах сюрреалистической янтарно-мамонтовой паутины, служащей то фоном, то композиционным дополнением, или частью сюжета. Так, в композиции «Магия» паутина играет роль инверсионного магического следа, возникшего после создания дракона рукой искусного мага. Эта работа интересна еще и тем, что в ней заметны элементы супрематизма. Смелый условный прием помог художнику подчеркнуть пластическую выразительность работы, а также показать свою безудержную фантазию и виртуозную технику исполнения. Художественным итогом этой сложной композиции стал образец сверхъестества, способного воздействовать на людей и явления природы.
При этом очень интересен сам процесс творческого созидания. Это не простое перенесение образа из сознания художника на тот или иной материал, а долгий путь его искания. Мастер никогда не делает эскизов, набросков, лепных моделей, а сверяет задуманные образы по фотографиям, анатомическим атласам. Осмысливает полученную из книг информацию и переносит на материал сообразно задуманному сюжету. Работает сразу «набело». По ходу изготовления скульптуры первоначальная идея может меняться и автор начинает подстраиваться под форму куска материала, до максимума используя его возможности. Отсекаются сломавшиеся во время обработки тонкие паутинки-«сюрры» или треснувшая деталь работы. С помощью морилки меняется цветовая тональность работы. При вставке или подгонке включений из других материалов – в последнее время – дерева и с большим художественным тактом – янтаря, в итоге также может измениться цветовое решение, характер всей композиции.
За последние годы художник значительно расширил и усложнил жанрово-тематическую и стилевую основу своих произведений. Одним из особо трудоемких и сложных произведений являются шахматы «Баня», отличающиеся художественной цельностью, высоким мастерством, национальным своеобразием, и целая серия знаков Зодиака, наделенная философской мыслью о человеке.
Все упомянутые работы носят ярко выраженный отпечаток индивидуальности художника. Это еще раз убеждает, что творческое отношение к традициям не только не нивелирует, но, наоборот, развивает своеобразие индивидуального почерка, с которым неразрывно связано представление о подлинном мастерстве и таланте.
Из мастера декоративно-прикладного искусства Николай Логвинов давно превратился в скульптора-станковиста со своим не только узнаваемым пластическим почерком, но и с чертами ярко выраженного стилевого единства.
Отрадно сознавать, что с каждым годом растет его мастерство, расширяется культурный кругозор, ощущается зрелое, глубокое понимание своего предназначения в искусстве.
Группа художников «Мастерская Николая Логвинова» продолжает творческие поиски в освоении новых материалов, техник, технологий. Это явление симптоматичное и глубоко положительное в данное время. Оно расширяет диапазон возможностей их мастерства, а значит, и их искусства в целом.

Л. Тюгаева, директор культурного центра «Сосны» ФГУП «Рублево-Успенский ЛОК» Управления Делами Президента РФ, заслуженный работник культуры РФ, доктор искусствоведения.

Приглашаем посетить выставку работ скульптора Николая Логвинова
 

 
 
 
Популярные новости для женщин
загрузка...
загрузка...
Copyright © 2006-2016 "AllAboutBeauty.ru". При полном или частичном использовании материалов, ссылка на сайт www.allaboutbeauty.ru обязательна.